Полезности История Легенды степа Интересные факты Словарь новичка

Коротко об интересном



ТЭП - ТАНЕЦ в России называют чечеткой, в последнее время степом, как в прочем, и в Европе. В Америке его называют тапом, в Ирландии жигой, во Франции клокетом, в Испании сапатео. Этот танцевальный жанр, как и любой другой, имеет свою историю, свои истоки и свою судьбу. Его история, возможно, не такая обширная и бурная, как история классического или народного танца, но это не значит, что она менее интересна. За тот, относительно небольшой период его развития, у него были взлеты и падения, успехи и поражения…Сейчас тэп - танец стоит в ряду других танцевальных стандартов, он доказал свою самодостаточность, ибо универсален по своей природе.

ЛЕГЕНДЫ. Существует несколько легенд возникновения этого танца. По одной из легенд древнеегипетские жрецы, произнося заклинания и общаясь с богом Ра, становились на большие барабаны, и отбивала ритм ногами, тем самым, приводя себя и народ в экстаз. Можно вспомнить, что и языческие шаманы свои заклинания, сопровождают ритмическими прыжками и ударами в бубен. Индийские танцовщицы надевают на ноги браслеты из колокольчиков, которые с каждым движением создают ритмичные и мелодичные звуки и таким образом привносят дополнительную окраску их выступлению. Для народов африканского континента, которым присуще чувство ритма, игра на барабане не только "музицирование", но и средство связи и общения между собой на достаточно значительном расстоянии. С помощью ритмических рисунков и их структуры они передавали друг другу информацию и необходимые сообщения задолго до телеграфа и современных средств мобильной связи.

БРИТАНИЯ. С давних пор английские и ирландские крестьяне носили деревянные туфли. Что бы согреться или развлечься они танцевали жигу. Особенностью танца являлось то, что двигались только ноги. Удары делались носками и пятками ступней ног, верхняя же часть корпуса оставалась неподвижной. Переплясы и танцевальные соревнования устраивались на деревянных тротуарах и настилах на большее количество звуковых и ритмических ударов. Победители могли войти в народную танцевальную группу, которая называлась "Ланкашир - клог".
Чарли Чаплин в своей книге "Моя биография" вспоминает, как в девятилетнем возрасте выступал в детском ансамбле клогденса "Восемь ланкаширских парней". И, хотя сам он утверждает, что не испытывал особого восторга от сознания того, что является одним из восьми участников ансамбля, существует свидетельство, что он весьма виртуозно исполнял жигу. Подобных групп, и детских и взрослых, было на Британских островах множество.

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА. Мы можем говорить о двух основных корнях тэп-денса. Африканском и Европейском. Они встретились и смешались друг с другом на Американском континенте. В те далекие времена от берегов Европы, Англии и Ирландии отчаливали суда с отчаянными и отчаявшимися, смельчаками и фантазерами, которые мечтали обрести в Новом Свете новую, счастливую жизнь. Одновременно с этими кораблями к берегам Америки приставали корабли из Африки, которые везли особый груз - рабов. Во время плавания на корабле, когда их выводили на палубу проветриться и размяться, они, лишенные возможности играть на барабанах, пристукивали и шаркали ногами об пол, отбивали ритм, ударяя, ладонями и пели свои песни, в которых африканцы всегда умели выразить не только радость жизни, но и ее трагизм. И, конечно же, прямо на палубе устраивались переплясы на лучшее "чечеточное коленце" между белыми матросами и темнокожими "пассажирами".

ТЭП-ТУФЛИ. Матросы, чтобы усилить звук чечетки прибивали к подошвам ботинок мелкие английские монеты - пенни. Это было первое изобретение и усовершенствование тэп-туфель. Русские плясуны подбивали носки и пятки сапог небольшими металлическими скобами, не только для того чтобы дольше носились, но и чтобы они громче стучали, когда они отбивали в танце дроби. Уже в двадцатом столетии "уличные" танцовщики, чтобы их было лучше слышно, крепили на подметках ботинок пивные пробки. Сейчас, в результате всех этих приспособлений, существует две системы набоек. Одинарные или акустические, когда звук, сила удара и сложность ритма зависят только от мастерства и техники танцовщика. Двойные или стереофонические, когда двойные пластины на набойках помогают исполнителю издать больше звуков.

ЖИГА… ЖУБА… КЕЙК-УОК… И так, новые американцы, белые и черные переселенцы, живущие вместе в бедных кварталах, устраивают переплясы - соревнования прямо на улице, и именно здесь происходит соединение европейских танцев - жиги и клокета с африканской жубой. В Луизиане и Новом Орлеане рабы, работающие официантами, смотрели на европейских салонных танцовщиков, и это их чрезвычайно веселило. После работы они имитировали манеру белых и их походку на негнущихся ногах. Знаменитый "кейк - уок" есть не что иное, как карикатура на европейскую чопорность и манерность.

"БЕЛЫЙ" И "ЧЕРНЫЙ" ТЭП. То, что теперь мы называем тэп-танцем берет начало с момента столкновения, взаимовлияния, а затем и слияния африканской и европейской танцевальных культур. Исторически различают "белый" и "черный" тэп, их еще называют англо-американским и афро-американским стилями. Различие состоит как ритмических структурах, так и в самой танцевальной технике. Важными элементами английского стиля считаются "Хоп \Hop\" или "Джамп \Jump\" - прыжки и, соответственно, звук на излете. Танцевальная техника опирается на движения, исходящие из одного центра. Этим характеризуется большинство европейских танцев. Здесь оказывает значительное влияние танцевальная культура и школа классического и бального танцев. Афро-американский стиль характеризуется сильно синкопированным ритмом, большинство ударов исполняется ступней свободной, ненагруженной ноги. Танцевальная техника использует движения, исходящие не из одного главного центра, а из соседних, периферийных. Здесь можно отметить самостоятельную, изолированную работу рук и ног. На этот стиль оказывают влияние элементы джазового танца, а также фанк и хип-хоп. Одним из важнейших моментов этого стиля является импровизация, а не заранее поставленные номера.

МЕНЕСТРЕЛЬ - ШОУ. Позднее тэп от "уличного" танца переходит на сцену и включается в менестрельные шоу того времени. Это были своеобразные музыкальные программы кабаре в исполнении белых и черных актеров. Исполнители (белые и черные) красили свои лица горелой пробкой и создавали характеры, подобные образам Европейской комедии Дель'Арте. Самым известным исполнителем в менестрельных шоу в середине девятнадцатого века был темнокожий актер Уильям Генри Лейн - "Мастер Жуба". Он не пародировал черных, как это делали все остальные, а создал свой собственный стиль. Менестрельные шоу прожили удивительно долгий период. Только в начале двадцатых годов двадцатого века они уступили место американским водевилям - адаптации английского мюзик - холла.
В этот период обозначились два направления в технике тэп-денса. Одно, "бэк и винг" - "back and wing", исполнялось на большой скорости, со скользящими движениями и перемещением. Джимми Дойл и Харланд Диксон были пропагандистами этого направления. Второе, "софт шу" - "soft shoe", исполнялось на четыре четверти и отличалось элегантной и изящной манерой. Здесь еще в самые первые годы двадцатого века выделялся Джордж Праймроуз (George Primrose). Также среди знаменитостей того времени можно назвать Джона Бабблза (John Bubbles), которого называют изобретателем третьего направления - "ритм-тэпа" - "rhythm-tap". Он мог танцевать шестнадцатыми нотами и был первым, кто придал стилистическое значение ударам пяткой, а не только носкам, как делали до него...

РУССКИЕ КАЗАЧКИ В АМЕРИКЕ. Примерно в это же время, в начале двадцатого столетия, есть две информации, которые исходят из Америки и России. В Нью-Йорке прошли выступления русских плясунов - чечеточников, "казачков", которые произвели впечатление своей техникой и исполнением танцевальных трюков. Русские плясуны были известны не только отличной танцевальной техникой, но и сложными ритмическими рисунками на шесть, восемь, двенадцать четвертей. К дробям, которые отбивались ногами, добавлялись хлопушки руками, что придавало как ритмическое, звуковое усиление, так и зрительное, танцевальное. Танцевали не только ноги, в танце участвовало все тело.

ГАСТРОЛЕРЫ ИЗ АМЕРИКИ В РОССИИ. А в Санкт - Петербурге блистали гастролеры из Америки. "Это целая дюжина англичанок закутанных в роскошные костюмы, какая -то балетная симфония английского канкана с металлическим звоном серебристых подков на каблуках, да еще с пением и фигурами", писал журнал "Дивертисмент" в первом номере за 1907 год.

30-40-50 ГОДЫ XX ВЕКА. Тридцатые, сороковые и пятидесятые годы двадцатого столетия являются золотым веком тэп-денса. Эра свинга в джазе, большие оркестры (Бенни Гудмэна, Каунта Бейси и Дюка Эллингтона в Америке, Эдди Рознера, Олега Лундстрема и Леонида Утесова в Советской России) приход звука в кино и появление киномюзиклов - определили успех этого танцевального жанра. Многие джазовые барабанщики свинга и бибопа начинали свою карьеру, как тэп-денсеры, среди них изобретатель "свинг хай-хэт бита" Джо Джонс, а также Бадди Рич и Стив Гэдд. В это же время можно выделить Рэя Болгера (Ray Bolger) и Дональда О'Коннора (Donald O'Connor) культивировавших так называемый эксцентрик-тэп. И, конечно, Элеонору Пауэлл (Eleanor Powell) и Пола Дрепера (Paul Draper), профессиональных балетных танцовщиков, танцующих тэп. Пол Дрепер первый, кто стал танцевать тэп под классическую музыку. Благодаря звуковому кино, тэп попадает в Европу и в течение короткого времени становится таким же популярным, как и в Америке.

СОВЕТСКОЕ КИНО. Советский кинематограф сохранил нам танцы чечеточников братьев Бориса и Юрия Гусаковых, Валерия и Геннадия Сазоновых. Своими оригинальными номерами и высокой техникой обрела известность танцевальная семья Зерновых. Один из ее представителей, Владимир Зернов, проявил себя так же как хореограф и педагог. Можно и должно вспомнить блистательную Любовь Орлову, и ее сольный номер на пушке в кинофильме "Цирк" Георгия Александрова. Восьмидесятые годы прошлого века для тэп-танца в России значимы кинофильмами Карена Шахназарова "Мы из джаза" и "Зимний вечер в Гаграх", также "Прогулкой в ритмах степа" Олега Рябоконя и Натальи Шереметьевской и "Гремучей дюжиной" Святослава Чекина и Владимира Кирсанова.

 

Hosted by uCoz